×

Подпишитесь на рассылку!

Мы в социальных сетях




Как защитить налоговые "схемы" на предприятии

07.09.2017

Защита в письменной форме

Власти, в том числе и налоговые, имеют обыкновение общаться с налогоплательщиками с помощью официальных писем, в которых содержится трактовка законодательства и правоприменительной практики. Поэтому налогоплательщик имеет шанс отстоять свою позицию, если он подберет правильные аргументы, используя содержание подобных писем. Но для того, чтобы добиться нужного эффекта и избежать штрафов в соответствии с нормами налогового законодательства, следует применять набор необходимых правил.

Ссылки на нормативные акты и судебную практику помещены в конце статьи.

Признак нормативности

Ссылаться можно только на те письма, которые адресованы не персонально кому-то, а неопределенному кругу лиц. Такие письма фактически содержат в себе нормативные предписания. Что интересно, по мнению Конституционного суда РФ к числу таких писем фактически отнесены письма ФНС нижестоящим фискальным инстанциям. Они вроде бы не адресованы налогоплательщикам, но поскольку налоговые инспекторы обязаны руководствоваться в своей деятельности указаниями руководящего органа, закрепленные там положения затрагивают и каждого налогоплательщика. Судебная практика имеет тому подтверждения. Так, известен случай, когда суд посчитал, что декларация по НДПИ должна заполняться именно в том порядке, который закреплен в одном из приказов ФНС. Следовательно, налогоплательщикам, которые руководствуются этими указаниями, нельзя начислять пени.

К числу нормативных указаний наша судебная практика склонна относить и письма, размещенные для всеобщего сведения в средствах массовой информации, а также в справочных правовых системах. Если тот же Минфин размещает подобным образом свои разъяснения – на них можно смело ссылаться в суде.

Лично в руки

Если вы не нашли подтверждение своей точки зрения в письмах, адресованных неопределенно широкому кругу лиц, можно сослаться на письмо, полученное из официальных инстанций на адрес самого налогоплательщика. Это беспроигрышный вариант, в подобных случаях вам не придется доказывать суду, что указания, содержащиеся в подобном письме, имеют прямое отношение к вашей организации. Для того, чтобы получить такое письмо, необходимо соблюсти самые простые требования. Для начала потребуется написать запрос Министерству финансов. Его форма утверждена приказом по этому министерству. Затем этот запрос следует адресовать налоговой инспекции либо по почте, либо в электронном виде. После этого в течение тридцати календарных дней налоговики обязаны дать ответ. Правда, они имеют право продлить этот срок еще на тридцать дней. Но этот способ таит в себе определенный риск. Если персональное разъяснение будет противоречить тем, которые содержатся в письмах для неопределенно широкого круга лиц, суд будет решать коллизию в пользу персонального разъяснения.
Иногда возникает вопрос: можно ли считать официальными разъяснениями решения, выносимые налоговыми органами по итогам проверок? Оказывается, многие суды не склонны придавать силу прецедента решениям, которые налоговики выносили применительно к тому же налогоплательщику по итогам проверок, проводившихся в прошлом. То есть такие разъяснения фискальных органов не являются индульгенцией для налогоплательщика, не освобождают его от применения штрафных санкций. Но такая практика не является универсальной. Некоторые суды все-таки снимают вину с налогоплательщика, если он руководствовался в своих действиях указаниями налоговых инспекторов при прошлых проверках.

Минфин ФНС право имеют

В соответствии с положениями норм налогового законодательства органы государственной власти в рамках своей компетенции имеют право издавать письма, которые налогоплательщики могут в дальнейшем использовать для защиты своих интересов. Если понимать эти требования Налогового кодекса буквально, то по соответствующим вопросам обязательные для исполнения письма могут публиковать практически все министерства и ведомства. Однако наши суды склонны давать ограничительное толкование этих положений закона. И получается, что право на публикацию защитительных писем имеют только налоговые органы, Минфин России и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разъяснении ими налдогового законодательства федерального, регионального или местного уровня.
Все остальные органы власти не наделены полномочиями по официальному толкованию норм налогового права. Кроме того, отдельные наши суды разделяют вообще радикальную точку зрения, в соответствии с которой из числа субъектов официального толкования норм налогового права исключены даже фискальные структуры. Таким правом наделен исключительно Минфин России. Впрочем, такая трактовка прямо противоречит указаниям Налогового кодекса, где в числе субъектов официального толкования указаны налоговые органы.

Правила могут поменяться

Что делать, если правила, закрепленные в одном письме для неопределенно широкого круга лиц, противоречат указаниям другого письма, опубликованного тем же органом власти? В этом случае следует руководствоваться следующим правилом: если коллизия возникает между актами, изданным одним и тем же органом, предпочтение отдается тому, который вышел позднее. То есть органы власти имеют право изменить свою точку зрения, а налогоплательщик обязан эти перемены отслеживать.
Правда, отдельные суды в подобных случаях (когда налогоплательщик ссылается на старые требования) выносят решения не в пользу органов власти. Но это скорее исключение, так что надеяться на благосклонность судов в аналогичных случаях не стоит.
Еще один вид коллизий – противоречия между актами, изданными разными органами власти (Минфин и налоговые органы). Некоторые суды применяют более лояльные по отношению к налогоплательщикам положения писем Минфина. И это невзирая на то, что налоговики аргументировали свою точку зрения тем, что Минфин не регистрирует свои письма в Минюсте, следовательно, там содержится только мнение этого ведомства. В то же время, когда положения письма Минфина противоречит постановлениям судов, решение может быть вынесено не в пользу рекомендаций финансового ведомства. Так, в течение 2009 – 2011 годов Минфин неоднократно заявлял о недопустимости вычетов НДС, когда в более ранние периоды отсутствовала соответствующая налоговая база. Но после того, как Высший арбитражный суд РФ пришел к противоположному мнению, судебная практика развернулась на 180 градусов.

Синхронизация по времени и содержанию

Используя для защиты письмо, следует обращать внимание на время его издания. Смысл такого письма должен соотноситься с тем периодом, когда налогоплательщик выплачивал налоги. Используя слишком старые письма, можно столкнуться с ситуацией, когда издавшие их ведомства изменили свою точку зрения. А еще нужно помнить, что суды не всегда склонны признавать обратную силу содержащихся в письме положений. Например, вы применяете письмо 2016 года к ситуации 2013 года. Не факт, что вы сможете избежать штрафов и пеней.

А еще следует обращать внимание на максимально полное соответствие содержание письма к фабуле эпизода, случившегося с налогоплательщиком. В противном случае суд без колебаний станет на сторону налоговиков. Например, вы попытаетесь применить к расчету НДФЛ порядок, распространяющийся на ЕСН. Такие случаи в практике встречаются.
Любопытный факт. Суды склонны не обращать внимание на некоторые положения, которыми Минфин украшает многие свои письма. Так, на протяжении последних четырех лет министерство постоянно указывало в своих письмах, что они не являются нормативными правовыми актами. Но суды после знаменательного решения Верховного суда РФ о том, что официальный документ является нормативным правовым актом в том случае, когда он содержит неоднократно применяемые правила, не имеющие персонального адресата, соглашаются с тем, что это все-таки нормативные правовые акты. То есть суды отнеслись к этим пометкам Минфина как к простым отпискам.

Иногда суды отменяют решения налоговых органов по иным основаниям, чем те, которые прямо указаны в том или ином письме. Это – самый оптимальный вариант для налогоплательщика. Чем более конкретный характер имеет под собой основание для отмены их решения, тем у налоговиков больше шансов добиться пересмотра дела в вышестоящей инстанции. А при указании на «иные обстоятельства» это сделать несколько сложнее. Кроме того, шансы налогоплательщика повышаются, если он ссылается не на одно письмо в свою пользу, а сразу на несколько таких писем. У него расширяется поле для маневра при поиске аргументов в свою пользу. В нескольких письмах подыскать их бывает легче, чем в одном.

Конфликт ветвей власти

В судебной практике встречаются дела, когда налоговики ссылаются на то, что положения закона не поддаются буквальному толкованию вследствие брака в юридической технике. То есть исполнительная власть ссылается на то, что законодатель нечетко излагает свою точку зрения, что позволяет налоговикам отстоять свое мнение. И некоторые суды склонны с этим соглашаться. То есть они ставят толкование закона органом исполнительной власти выше точки зрения законодателя. Это очень спорно. Такая практика не соответствует закрепленному в Конституции РФ принципу разделения властей.

Правила защиты

Итак, вы решили воспользоваться для защиты своих налоговых интересов письмами официальных органов. Что для этого нужно сделать:
- сделайте подбору соответствующих писем;
- проверьте, действуют ли они в настоящее время, не поменялась ли точка зрения органов власти, их опубликовавших;
- сделайте четкие копии писем, которые позволят идентифицировать источник, в котором было размещено письмо;
- надлежащим образом заверьте копию (имя, подпись, дата, должность);
- для каждой операции следует составить служебную записку с указанием на то, что они учитывают официальную точку зрения компетентных органов;
- отслеживайте судебную практику по интересующим вас вопросам для корректировки своей работы.
Эти действия позволят вам избежать пеней при подаче уточненной декларации.

Нормативные материалы и судебная практика

Подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75 НК РФ;
постановление ФАС Уральского округа от 21.07.14 № Ф09-4540/14;
п. 3 постановления КС РФ от 31.03.15 № 6-П;
приказ ФНС России от 16.12.11 № ММВ-7-3/928@;
постановление ФАС Московского округа от 05.03.14 № Ф05-133/2014;
определение ВАС РФ от 30.04.14 № ВАС-4724/14;
постановление от 30.11.10 № ВАС-4350/10;
постановление АС Московского округа от 02.02.15 № Ф05-16586/2014;
определение ВС РФ от 29.06.15 № 305-КГ15-4678;
приказ Минфина России от 02.07.12 № 99н;
постановление АС Московского округа от 18.07.17 № Ф05-9760/2017;
постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.12.16 № Ф08-9096/2016;
определение ВС РФ от 06.03.17 № 308-КГ17-755;
п. 1 ст. 165 НК РФ;
подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 1 ст. 122 НК РФ;
постановление АС Уральского округа от 23.12.15 № Ф09-10288/15;
ст. 34.2 НК РФ;
ст. 34.2 НК РФ;
подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ;
постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.02.16 № Ф02-7839/2015;
постановление АС Московского округа от 18.07.17 № Ф05-9760/2017;
подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ;
постановления АС Северо-Западного округа от 05.06.15 № Ф07-3075/2015, от 27.05.15 № Ф07-2494/2015;
постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.11.15 № Ф08-7815/2015;
постановление АС Уральского округа от 18.03.16 № Ф09-1226/16;
постановление АС Московского округа от 03.05.06 № 14996/05;
постановление АС Московского округа от 28.01.15 № Ф05-16757/2014;
постановление АС Московского округа от 06.10.14 № Ф05-10479/14;
постановления АС Северо-Кавказского округа от 08.06.16 № Ф08-3533/2016, от 14.12.15 № Ф08-8460/2015;
определение ВС РФ от 04.04.16 № 308-КГ16-1698;
постановление АС Северо-Кавказского округа от 23.11.16 № Ф08-8849/2016;
определение ВС РФ от 15.03.17 № 308-КГ17-796
постановление АС Восточно-Сибирского округа от 22.10.15 № Ф02-5849/2015;
постановление АС Западно-Сибирского округа от 03.07.17 № Ф04-1720/2017;
постановление Пятого ААС от 07.05.15 № 05АП-3297/2015;
постановление АС Дальневосточного округа от 08.09.15 № Ф03-3444/2015;
постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 № Ф08-10426/2014;
постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.02.16 № Ф04-125/2016;
Закон Свердловской области от 27.11.03 № 35 ОЗ;
подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ;
п. 8 ст. 75 НК РФ.

Евгений Сивков

 

Фотография

Подпишитесь на важные налоговые новости

Введите ваш адрес электронной почты


Налоговые новости

Правительство снижает налогообложение резидентов ОЭЗ
21.09.2017
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" внесен Минфином России, сообщили в правительстве.
Тарифы и механизм уплаты страховых взносов на ближайшие год
20.09.2017
Правительство РФ одобрило законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Обсуждаются поправки в НК относительно интернет-торговли
18.09.2017
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подготовила поправки в Налоговый кодекс РФ и закон "Об информации", которые вводят налогообложение для иностранных интернет-магазинов, предлагающих трансграничную доставку товаров.
"Налог на Google" заплатят AliExpress, Amazon, eBay
17.09.2017
Правительство РФ обсуждает предложение российских онлайн-ритейлеров ввести налог для их иностранных конкурентов, среди которых AliExpress, Amazon и eBay, по принципу "налога на Google".
ФНС списывает «долги» по страховым взносам, даже если их нет
15.09.2017
Причина – неточности, возникшие при передаче ФНС администрирования страховых взносов. Об этом бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщил главе ФНС Михаилу Мишустину.
Госдума определилась с налогообложением концессий
15.09.2017
Госдума приняла правительственный законопроект, который уточняет налогообложение концессий.
Налоговые льготы за внутренний туризм
13.09.2017
Налоговый комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект, согласно которому работодателям, оплачивающим своим сотрудникам туристические путевки для отдыха внутри страны, предоставят льготу по налогу на прибыль.
Госдума одобрила законопроект о tax free в России
21.09.2017
Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в России системы tax free – возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) при вывозе приобретенных в РФ товаров для граждан стран, не входящих в Евразийский экономический союз.
Утвержден проект федерального бюджета
19.09.2017
Правительство утвердило проект федерального бюджета на ближайшие три года.
Не проверять, а поощрять
18.09.2017
Проектный комитет "Открытого правительства" по реформе контрольно-надзорной деятельности (КНД) одобрил несколько решений в этом направлении. Основной «тренд» - предостережение бизнеса от нарушений и поощрение добросовестных компаний.
Рынок сдачи недвижимости "легализуется"
17.09.2017
Количество москвичей, предпочитающих "белую" схему сдачи жилья в аренду, растет с каждым годом.
НДС на продажу фруктов и ягод могут снизить
15.09.2017
Как заявил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев, для развития импортозамещения министерство предлагает уменьшить НДС при продаже фруктов и ягод.
ФНС разрешила подписывать счета-фактуры электронной подписью
15.09.2017
ФНС РФ в своем письме от 06.09.2017 № СД-4-3/17731@ прокомментировала возможность подписания второго экземпляра счета-фактуры, выставленного покупателю на бумажном носителе, электронной подписью.
Госдума рекомендует введение tax free
13.09.2017
Налоговый комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о введении системы tax free в Российской Федерации.
ФНС проверила данные в ЕГРЮЛ и нашла много интересного
20.09.2017
ФНС РФ, проверяя достоверность данных в ЕГРЮЛ, уделяет особое внимание компаниям, зарегистрированным по «адресам массовой регистрации», на «массовых руководителей» или «массовых участников».
Хулиганство в самолете обойдется дорого
18.09.2017
Минтранс сообщил о подготовке законопроекта, который ужесточает санкции за правонарушения на воздушном транспорте.
Большие данные против попыток сокрытия доходов
17.09.2017
Новые технологии в налоговой практике - большие данные против попыток сокрытия доходов, онлайн-сервисы в помощь налогоплательщикам и как обложить НДС цифровую экономику?
В 2018 году МРОТ планируют повысить до 9 489 рублей
17.09.2017
Минтруд подготовил новый законопроект, который поэтапно повышает минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения.
Вернуть переплаченные налоги будет легче
15.09.2017
Госдума приняла законопроект, упрощающий возврат взысканных сверх необходимого налогов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Как сбить летчика
15.09.2017
Летуны, то есть работники, питающие патологическую склонность к частой смене работы, не нравятся ни одному кадровику.

Получить консультацию
  • Заказать аудиторскую проверку
  • Защититься он налоговой проверки
  • Получить налоговую консультацию
или звоните: 8 (495) 518-84-65 Заказать обратный звонок
×
Мы доставляем по всей России
Москва
Санкт-Петербург
Домодедово
Железнодорожный
Бронницы
Жуковский
Дубна
Королев
Ивантеевка
Звенигород
Климовск
Реутов
Краснознаменск
Лобня
Лыткарино
Протвино
Пущино
Фрязино
Электросталь
Красноармейск
Рошаль
Орехово-Зуево
Юбилейный
Дзержинский
Коломна
Подольск
Долгопрудный
Химки
Серпухов
Балашиха
Городской округ Черноголовка
Электрогорск
Котельники
Лосино-Петровский
Волоколамск
Воскресенск
Яхрома
Дмитров
Егорьевск
Зарайск
Дедовск
Истра