×

Подпишитесь на рассылку!

Мы в социальных сетях




Налоговый обмен - никому не скрыться!

02.01.2016

Наша вселенная живёт в соответствии с принципом «Война всех против всех». Друг с другом воюют не только государства, мирные граждане борются с преступниками, представители сексуальных меньшинств с гомофобами, сунниты с шиитами, евреи с арабами. А налогоплательщики – с фискальными органами.

Настоящим полем битвы между гражданами, оптимизирующими свои налоговые обязательства, с налоговиками стали оффшорные территории, где, по некоторым данным, сегодня находится порядка 30 трлн. долларов, которых не досчитались в своих бюджетах ведущие страны мира. Какие действия предпринимаются сегодня крупнейшими экономиками планеты для возврата этих средств к родным пенатам?

Старые средства

Главное оружие сегодня – это информация. Тот, кому подвластны информационные потоки, неизбежно поставит под свой контроль и потоки финансовые.
Страны, которые вытраивают свои финансовые системы на основе сбора налогов, бюджетно-налоговые государства (далее по тексту БНГ), пытаются бороться с оффшорным произволом, выстраивая систему обмена соответствующей информацией. Так стали заключаться двусторонние договоры для взаимного обмена информацией налогового содержания, была создана Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Но эти инструменты сегодня не очень эффективны. Тому имеется две причины: отсутствие механизмов автоматического обмена информацией (только по запросу заинтересованной стороны), а также информационно-технические меры противодействия со стороны оффшорных территорий.
БНГ делают ответный ход. В 2005 году в странах Евросоюза заработала система автоматического обмена налоговой информацией в виде Директивы о сбережениях. А ещё через пять лет, в 2010 году, своё слово сказали американцы. США приняли так называемый закон FATCA. Американцы в очередной раз продемонстрировали стремление распространять свою юрисдикцию на всю поверхность нашей планеты. В соответствии с этим законом те страны, которые не согласятся отправлять в американское налоговое ведомство информацию о доходах американцев на своей территории, получат ответный удар: их резиденты будут обложены в США специальным 30-процентным налогом. По поводу применения закона США заключают двусторонние межгосударственные договоры. Их суть сводится к простой формуле: если вы представляете информацию об американских резидентах в налоговую службу США, то вы получаете налоговые льготы. Не предоставляете – не имеете. Выгоды такого предложения, от которого очень трудно отказаться, сегодня оценили уже свыше 100 стран.

Заразительность примера: единый стандарт в действии

Американский пример оказался очень удачным, и другие БНГ решили последовать примеру США. Так, с 2013 года в странах ОЭСР начал действовать Единый стандарт отчётности (CRS), одобренный лидерами стран двадцатки.
Стандарт вводит именно то, что требуется БНГ: систему автоматического обмена информацией, актуальной с точки зрения налогообложения. Отныне такую информацию обязаны собирать и предоставлять государству не только банки, но и брокеры, инвестиционные и некоторые страховые компании.
Власти получают доступ к сведениям о состоянии счетов как физических, так и юридических лиц. При этом корпоративные счета входят в число подотчётных, если они находятся под контролем резидента физического лица. Ещё одна категория лиц, чьи счета становятся объектом автоматического обмена информацией – это так называемые пассивные нефинансовые структуры. Это организации, которые свыше половины своих доходов получают именно пассивным с экономической точки зрения способом, то есть в виде доходов трастового или фондового характера.
Какие сведения получает государство о налогоплательщике? Это имя и место жительства физического лица, его ИНН, состояние его счёта, прибыль в долях от активной и пассивной деятельности. Если речь идёт о корпоративных счетах – получатель информации ставится в известность о том, кто контролирует компанию.
К безусловным достоинствам системы можно отнести гарантии конфиденциальности.

Правовые аспекты Конвенции

Для введения стандарта в действие была разработана Конвенция о сотрудничестве между компетентными органами (MCAA). Этим документом установлена процедура имплементации (дачи юридического согласия) государства на применение единого стандарта. Для этого государство должно сделать три шага: подписать Конвенцию; ратифицировать её в национальном парламенте; переработать своё законодательство в соответствии с требованиями международно-правовых норм. Но у государства как у суверенного субъекта имеется и другая возможность. Стандарт можно применять не в рамках Конвенции между всеми ей участниками, а на двусторонней основе в результате подписания соответствующего договора.
Процесс присоединения к Конвенции новых участников сегодня идёт полным ходом. Одна группа стран-участниц начнёт автоматический обмен информацией уже с осени 2017 года, а для этого сбор и обработка сведений начнётся компетентными органами таких государств уже с января 2016 года. Вторая группа участников предполагает начать обмен информацией на год позже, с сентября 2018 года, а сбор и обработку сведений начнут, соответственно, с января 2017 года. И, наконец, третья группа государств выражает политическую волю по присоединению к налоговой коалиции. Сроки такого присоединения не обозначаются, но предполагается, что сделано это будет в ближайшем будущем.
Россия входит во вторую группу, следовательно, власти нашей страны намерены начать автоматический обмен информацией с сентября 2018 года.
Для сравнения: Украина не входит ни в одну из обозначенных выше групп. То есть власти этой страны не обозначили политической воли по присоединению к Конвенции. Следовательно, недобросовестным налогоплательщикам стоит присмотреться к этому государству.

Варианты обмена

Предположим, Конвенция начала действовать. Как на практике будет производиться автоматический обмен информацией между государствами, которые входят в различные группы?
Итак, перед нами два государства, участника Конвенции: А и В. Завершён очередной финансовый год. Банки и прочие финансовые структуры, расположенные на территории А, ведут сбор сведений обо всех налоговых агентах В, открывших у них свои счета. Информация передаются властям государства А, которые передают их в соответствующие структуры государства В. Аналогичные процедуры проводятся финансовыми структурами и властями государства В. Налоговые органы двух стран после завершения обмена предпринимают необходимые операции по отношению к своим резидентам.
Более сложная ситуация. Всё те же страны участники конвенции А и В. Налогоплательщик физическое лицо, гражданин государства С (оно не присоединилось к Конвенции) постоянно проживает в государстве А и располагает счётом в банке государства В. Как ведут себя финансовые структуры и власти обоих государств членов Конвенции? Точно так же, как в предыдущем примере. То есть обмен информацией ведётся по принципу резиденции, а не гражданства.
Отсюда следующая ситуация. Те же три государства. Но гражданин государства А проживает в государстве С, а счета имеет на территории государства В. В этом случае система не включается, сбор и передача информации не осуществляются.
И, наконец, самая интересная ситуация. Дело в том, что участие в Конвенции может осуществляться на основании односторонней передачи сведения (принцип отсутствия взаимности). То есть один участник будет передавать сведения партнёрам по Конвенции, не требуя ответной любезности. Такие «нелюбопытные» участники, как правило, относятся к числу государств с оффшорной экономикой, которые налогов не собирают, а потому не желают отпугивать своих резидентов излишним вниманием к состоянию их зарубежных счетов. Предположим, что взаимодействие происходит между властями Германии (яркий представитель БНГ) и Бермудскими островами (государство с оффшорной экономикой). Поэтому немцы не станут передавать информацию о резидентах с Бермуд властям островного государства. Но те обязаны извещать Берлин о немецких резидентах, имеющих счета в банках Бермудских островов.

Итак, с 2017 – 2018 годов система автоматического обмена налоговой и финансовой информацией начнёт набирать обороты. Так что у любителей оффшорных схем осталось не так много времени для разработки новой стратегии финансового благополучия.

Евгений Сивков 

Подпишитесь на важные налоговые новости

Введите ваш адрес электронной почты


Налоговые новости

Принят законопроект о введении курортного сбора
27.06.2017
Согласно законопроекту, курортный сбор вводится пока в четырех пилотных регионах – Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.
Часть топливных акцизов предложено отдать регионам
26.06.2017
Президент страны Владимир Путин на совещании с правительством заявил, что часть топливных акцизов, которые забирает федеральный бюджет, необходимо отдать регионам.
Путин поручил проработать изменения в налоговой нагрузке
25.06.2017
Президент России Владимир Путин поручил усовершенствовать изменения в налоговой нагрузке на бизнес в стратегии социально-экономического развития страны до 2035 года.
"Первые результаты для фондов и что ждёт должников..."
23.06.2017
Вот уже полгода как Федеральная налоговая служба отвечает за обязательные страховые взносы, то есть за сборы в Пенсионный фонд...
Моральный вред обойдется без страховых взносов
22.06.2017
ФНС РФ в своем письме от 12.05.2017 № БС-4-11/8974@ разъяснила, требуется ли уплата страховых взносов при выплате работнику компенсации морального вреда на основании судебного решения.
Внесены поправки в Трудовой кодекс РФ
22.06.2017
Президент страны Владимир Путин подписал поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым работа по выходным и праздникам не будет учитываться как сверхурочная.
"Роснефть" ведет спор о трубе
21.06.2017
Компания привлечена к спору с налоговыми органами о том, является ли ее нефтепровод с Ванкорского месторождения "Ванкор-Пурпе" магистральным.
Как много семинаров по налогам вы посещали, "которые невозможно забыть"?
26.06.2017
И не забыть не в плане эффектного зала или хорошего кофе, а в плане такого объёма информации, полезной информации, которая перекрашивает вашу работу в "цветные краски", и делит вашу жизнь на две части "до" и "после".   Уже завтра состоится трехдневный семинар, посвящённый острой теме «оптимизация налогов».
Должников по налогам «не отлучат» от руля
26.06.2017
Правительство направило отрицательный отзыв на законопроект о временном ограничении на управление автомобилем за неуплату транспортного налога.
Власти могут расширить льготы по НДФЛ для спортсменов
25.06.2017
Минфин разрабатывает законопроект, который содержит изменения в статью 217 Налогового кодекса РФ.
Проверочные листы для плановых проверок от Росприроднадзора
23.06.2017
Росприроднадзор подготовил проект ведомственного приказа, который содержит формы проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Отгрузка товара с предоплатой: когда надо пробить три чека
22.06.2017
В день отгрузки предоплаченного товара необходимо пробить кассовый чек, даже если окончательный расчет в этот день не производится.
Минэкономразвития отчиталось по проверкам
22.06.2017
Министерство подвело итоги и проанализировало количество контрольно-надзорных мероприятий за прошедший год.
В НК РФ закрепят понятие необоснованной налоговой выгоды
21.06.2017
В минувшую пятницу была одобрена к принятию новая версия поправок в Налоговый кодекс РФ, которые закрепляют в законодательстве понятие необоснованной налоговой выгоды.
Как учесть командировочные расходы на дополнительный сервис
26.06.2017
Минфин РФ в своем письме от 16.06.2017 № 03-03-РЗ/37488 разъяснил, как считать НДФЛ, налог на прибыль и НДС при оплате командированным сотрудникам сервисных услуг, предоставляемых в вагонах повышенной комфортности и включенных в стоимость проезда.
Экологический сбор могут увеличить почти в пять раз
26.06.2017
Глава Минприроды Сергей Донской попросил Владимира Путина поручить правительству увеличить экологический сбор с производителей и импортеров за невыполнение нормативов утилизации отходов с 6,5 млрд до 30 млрд рублей в год.
ФСС утвердил контрольные соотношения расчета по стр. взнос.
23.06.2017
ФСС в своем письме от 15.06.2017 № 02-09-11/04-03-13313 привел контрольные соотношения расчета по страховым взносам в части отражения расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Разукомплектация ОС может увеличить базу по налогу на прибыл
23.06.2017
Минфин РФ в своем письме от 25.05.2017 № 03-03-05/32014 сообщил, как вести учет доходов и расходов для целей налога на прибыль при разукомплектации основного средства.
Власти упрощают подачу уведомлений о начале деятельности
22.06.2017
Минэкономразвития подготовило поправку в правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
Директор номинал, не повод для начислений
21.06.2017
В делах о налоговой выгоде все сомнения в фактических обстоятельствах толкуются в пользу инспекции. Поэтому налогоплательщику очень сложно доказать свою правоту. Но недавние разъяснения ФНС меняют подход к проверке сделок (письмо ФНС России от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@).

Получить консультацию
  • Заказать аудиторскую проверку
  • Защититься он налоговой проверки
  • Получить налоговую консультацию
или звоните: 8 (495) 518-84-65 Заказать обратный звонок
×
Мы доставляем по всей России
Москва
Санкт-Петербург
Домодедово
Железнодорожный
Бронницы
Жуковский
Дубна
Королев
Ивантеевка
Звенигород
Климовск
Реутов
Краснознаменск
Лобня
Лыткарино
Протвино
Пущино
Фрязино
Электросталь
Красноармейск
Рошаль
Орехово-Зуево
Юбилейный
Дзержинский
Коломна
Подольск
Долгопрудный
Химки
Серпухов
Балашиха
Городской округ Черноголовка
Электрогорск
Котельники
Лосино-Петровский
Волоколамск
Воскресенск
Яхрома
Дмитров
Егорьевск
Зарайск
Дедовск
Истра