×

Подпишитесь на рассылку!

Мы в социальных сетях




Налоговый обмен - никому не скрыться!

02.01.2016

Наша вселенная живёт в соответствии с принципом «Война всех против всех». Друг с другом воюют не только государства, мирные граждане борются с преступниками, представители сексуальных меньшинств с гомофобами, сунниты с шиитами, евреи с арабами. А налогоплательщики – с фискальными органами.

Настоящим полем битвы между гражданами, оптимизирующими свои налоговые обязательства, с налоговиками стали оффшорные территории, где, по некоторым данным, сегодня находится порядка 30 трлн. долларов, которых не досчитались в своих бюджетах ведущие страны мира. Какие действия предпринимаются сегодня крупнейшими экономиками планеты для возврата этих средств к родным пенатам?

Старые средства

Главное оружие сегодня – это информация. Тот, кому подвластны информационные потоки, неизбежно поставит под свой контроль и потоки финансовые.
Страны, которые вытраивают свои финансовые системы на основе сбора налогов, бюджетно-налоговые государства (далее по тексту БНГ), пытаются бороться с оффшорным произволом, выстраивая систему обмена соответствующей информацией. Так стали заключаться двусторонние договоры для взаимного обмена информацией налогового содержания, была создана Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Но эти инструменты сегодня не очень эффективны. Тому имеется две причины: отсутствие механизмов автоматического обмена информацией (только по запросу заинтересованной стороны), а также информационно-технические меры противодействия со стороны оффшорных территорий.
БНГ делают ответный ход. В 2005 году в странах Евросоюза заработала система автоматического обмена налоговой информацией в виде Директивы о сбережениях. А ещё через пять лет, в 2010 году, своё слово сказали американцы. США приняли так называемый закон FATCA. Американцы в очередной раз продемонстрировали стремление распространять свою юрисдикцию на всю поверхность нашей планеты. В соответствии с этим законом те страны, которые не согласятся отправлять в американское налоговое ведомство информацию о доходах американцев на своей территории, получат ответный удар: их резиденты будут обложены в США специальным 30-процентным налогом. По поводу применения закона США заключают двусторонние межгосударственные договоры. Их суть сводится к простой формуле: если вы представляете информацию об американских резидентах в налоговую службу США, то вы получаете налоговые льготы. Не предоставляете – не имеете. Выгоды такого предложения, от которого очень трудно отказаться, сегодня оценили уже свыше 100 стран.

Заразительность примера: единый стандарт в действии

Американский пример оказался очень удачным, и другие БНГ решили последовать примеру США. Так, с 2013 года в странах ОЭСР начал действовать Единый стандарт отчётности (CRS), одобренный лидерами стран двадцатки.
Стандарт вводит именно то, что требуется БНГ: систему автоматического обмена информацией, актуальной с точки зрения налогообложения. Отныне такую информацию обязаны собирать и предоставлять государству не только банки, но и брокеры, инвестиционные и некоторые страховые компании.
Власти получают доступ к сведениям о состоянии счетов как физических, так и юридических лиц. При этом корпоративные счета входят в число подотчётных, если они находятся под контролем резидента физического лица. Ещё одна категория лиц, чьи счета становятся объектом автоматического обмена информацией – это так называемые пассивные нефинансовые структуры. Это организации, которые свыше половины своих доходов получают именно пассивным с экономической точки зрения способом, то есть в виде доходов трастового или фондового характера.
Какие сведения получает государство о налогоплательщике? Это имя и место жительства физического лица, его ИНН, состояние его счёта, прибыль в долях от активной и пассивной деятельности. Если речь идёт о корпоративных счетах – получатель информации ставится в известность о том, кто контролирует компанию.
К безусловным достоинствам системы можно отнести гарантии конфиденциальности.

Правовые аспекты Конвенции

Для введения стандарта в действие была разработана Конвенция о сотрудничестве между компетентными органами (MCAA). Этим документом установлена процедура имплементации (дачи юридического согласия) государства на применение единого стандарта. Для этого государство должно сделать три шага: подписать Конвенцию; ратифицировать её в национальном парламенте; переработать своё законодательство в соответствии с требованиями международно-правовых норм. Но у государства как у суверенного субъекта имеется и другая возможность. Стандарт можно применять не в рамках Конвенции между всеми ей участниками, а на двусторонней основе в результате подписания соответствующего договора.
Процесс присоединения к Конвенции новых участников сегодня идёт полным ходом. Одна группа стран-участниц начнёт автоматический обмен информацией уже с осени 2017 года, а для этого сбор и обработка сведений начнётся компетентными органами таких государств уже с января 2016 года. Вторая группа участников предполагает начать обмен информацией на год позже, с сентября 2018 года, а сбор и обработку сведений начнут, соответственно, с января 2017 года. И, наконец, третья группа государств выражает политическую волю по присоединению к налоговой коалиции. Сроки такого присоединения не обозначаются, но предполагается, что сделано это будет в ближайшем будущем.
Россия входит во вторую группу, следовательно, власти нашей страны намерены начать автоматический обмен информацией с сентября 2018 года.
Для сравнения: Украина не входит ни в одну из обозначенных выше групп. То есть власти этой страны не обозначили политической воли по присоединению к Конвенции. Следовательно, недобросовестным налогоплательщикам стоит присмотреться к этому государству.

Варианты обмена

Предположим, Конвенция начала действовать. Как на практике будет производиться автоматический обмен информацией между государствами, которые входят в различные группы?
Итак, перед нами два государства, участника Конвенции: А и В. Завершён очередной финансовый год. Банки и прочие финансовые структуры, расположенные на территории А, ведут сбор сведений обо всех налоговых агентах В, открывших у них свои счета. Информация передаются властям государства А, которые передают их в соответствующие структуры государства В. Аналогичные процедуры проводятся финансовыми структурами и властями государства В. Налоговые органы двух стран после завершения обмена предпринимают необходимые операции по отношению к своим резидентам.
Более сложная ситуация. Всё те же страны участники конвенции А и В. Налогоплательщик физическое лицо, гражданин государства С (оно не присоединилось к Конвенции) постоянно проживает в государстве А и располагает счётом в банке государства В. Как ведут себя финансовые структуры и власти обоих государств членов Конвенции? Точно так же, как в предыдущем примере. То есть обмен информацией ведётся по принципу резиденции, а не гражданства.
Отсюда следующая ситуация. Те же три государства. Но гражданин государства А проживает в государстве С, а счета имеет на территории государства В. В этом случае система не включается, сбор и передача информации не осуществляются.
И, наконец, самая интересная ситуация. Дело в том, что участие в Конвенции может осуществляться на основании односторонней передачи сведения (принцип отсутствия взаимности). То есть один участник будет передавать сведения партнёрам по Конвенции, не требуя ответной любезности. Такие «нелюбопытные» участники, как правило, относятся к числу государств с оффшорной экономикой, которые налогов не собирают, а потому не желают отпугивать своих резидентов излишним вниманием к состоянию их зарубежных счетов. Предположим, что взаимодействие происходит между властями Германии (яркий представитель БНГ) и Бермудскими островами (государство с оффшорной экономикой). Поэтому немцы не станут передавать информацию о резидентах с Бермуд властям островного государства. Но те обязаны извещать Берлин о немецких резидентах, имеющих счета в банках Бермудских островов.

Итак, с 2017 – 2018 годов система автоматического обмена налоговой и финансовой информацией начнёт набирать обороты. Так что у любителей оффшорных схем осталось не так много времени для разработки новой стратегии финансового благополучия.

Евгений Сивков 

Подпишитесь на важные налоговые новости

Введите ваш адрес электронной почты


Налоговые новости

ФНС сама снимет с учета «старые» кассы и без уведомления
22.02.2017
ФНС РФ в своем письме от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616 сообщила о порядке снятия с учета контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям законодательства.
Главбухам ФГУ и ФГУП запретили иметь родственников
21.02.2017
Правительство РФ своим постановлением от 15.02.2017 № 187 установило ограничения на трудоустройство работников...
Как налоговая проверяет ИП и физлиц
20.02.2017
Налоговые органы вправе проводить в установленном порядке выездные налоговые проверки налогоплательщиков - физических лиц, в том числе за период осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.
Минтранс внес поправки в порядок заполнения путевых листов
19.02.2017
Минтранс своим приказом от 18.01.2017 № 17 внес поправки в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Налоговики получат доступ к аудиторской тайне
17.02.2017
В скором будущем налоговые риски для бизнеса могут вырасти, благодаря принятию закона, позволяющему налоговикам получать доступ к аудиторской тайне. Соответствующий законопроект, был внесен правительством в Госдуму и принят к рассмотрению комитетом по бюджету и налогам.
Газ, отопление и электричество дадут по гарантии
16.02.2017
В России вводится система гарантирования для неплательщиков за газ, тепло и электроэнергию на розничном рынке.
Законопроект о контроле и надзор: очередная версия
16.02.2017
Опубликована новая версия законопроекта о контроле и надзоре. Необходимые поправки к схожему законопроекту, который ранее уже прошел обсуждение депутатами в первом чтении, подготовлены в Минэкономразвития.
21 на 21 – что нас ждет
22.02.2017
Минэкономразвития спрогнозировало результаты налогового маневра, получившего условное название "21 на 21", – снижения совокупной ставки социальных взносов с 30% до 21% при росте НДС с 18% до 21%.
Бизнес вносит предложения по налогообложению
21.02.2017
Торгово-промышленная палата, "Деловая Россия", РСПП и "Опора России" направили премьер-министру Дмитрию Медведеву предложения к плану действий правительства по повышению темпов роста экономики на 2017–2025 годы.
Обсуждается повышение НДФЛ до 17%
20.02.2017
Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина обратился в РАНХиГС, Институт Гайдара и ВАВТ с просьбой подготовить предложения по повышению ставки НДФЛ на 4%.
Вариант повышения НДС и снижения Страховых взносов до 21 %
19.02.2017
"Обсуждается в совокупности налоговая конструкция вместе со страховыми взносами, которая должна быть включена как новое предложение на среднесрочную перспективу, если оно будет принято. Но это не раньше, чем будущий год.
Транспортировка товара вызвала подозрения ЦБ
17.02.2017
Центробанк обращает внимание банкиров на переводы клиентов-юрлиц и индивидуальных предпринимателей по внешнеторговым контрактам на транспортировку товара.
Штраф за незаконную вырубку леса увеличат втрое
16.02.2017
Минприроды предлагает ужесточить санкции в отношении нелегальных лесорубов. Уже подготовлен соответствующий проект правительственного постановления.
Минфин разработал новый стандарт бухучета
15.02.2017
Минфин подготовил федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Инвестиции в ассоциированные организации».
Чем обернется для бизнеса проект по маркировке лекарств
22.02.2017
Эксперимент с маркировкой лекарств может привести к появлению налоговых претензий к участникам фармацевтического рынка.
Будут внесены изменения в НК по уплате госпошлины в арбитраж
21.02.2017
Законодатели приняли в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ в части размера и порядка уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.
«Северсталь» предупреждает инвесторов о налоговых рисках
20.02.2017
В своем новом проспекте к еврооблигациям компания «Северсталь» сочла необходимым предупредить инвесторов о рисках преследования бизнеса в России по налоговым делам.
Белорусы требуют отменить декрет о тунеядцах
19.02.2017
Представители белорусской оппозиции вышли на улицы Минска на несанкционированный митинг. Бастовали против так называемого тунеядского декрета. В соответствии с ним все неработающие более полугода трудоспособные жители республики должны ежегодно уплачивать сбор.
Налоговый маневр от Минэкономразвития и Минфина – 21 на 21
16.02.2017
Минэкономразвития и Минфин обсуждают параметры налогового маневра — снижения страховых взносов при повышении НДС. Минэкономразвития предлагает установить новые ставки на одинаковом уровне — 21%.
Регионы заплатят за самозанятых
16.02.2017
Регионы обяжут выплачивать средства на обязательное медицинское страхование в бюджет ФОМС за несколько категорий самозанятых граждан. Соответствующий законопроект разработан в Минздраве.

Получить консультацию
  • Заказать аудиторскую проверку
  • Защититься он налоговой проверки
  • Получить налоговую консультацию
или звоните: 8 (495) 518-84-65 Заказать обратный звонок