×

Подпишитесь на рассылку!

Мы в социальных сетях




Налоговый обмен - никому не скрыться!

02.01.2016

Наша вселенная живёт в соответствии с принципом «Война всех против всех». Друг с другом воюют не только государства, мирные граждане борются с преступниками, представители сексуальных меньшинств с гомофобами, сунниты с шиитами, евреи с арабами. А налогоплательщики – с фискальными органами.

Настоящим полем битвы между гражданами, оптимизирующими свои налоговые обязательства, с налоговиками стали оффшорные территории, где, по некоторым данным, сегодня находится порядка 30 трлн. долларов, которых не досчитались в своих бюджетах ведущие страны мира. Какие действия предпринимаются сегодня крупнейшими экономиками планеты для возврата этих средств к родным пенатам?

Старые средства

Главное оружие сегодня – это информация. Тот, кому подвластны информационные потоки, неизбежно поставит под свой контроль и потоки финансовые.
Страны, которые вытраивают свои финансовые системы на основе сбора налогов, бюджетно-налоговые государства (далее по тексту БНГ), пытаются бороться с оффшорным произволом, выстраивая систему обмена соответствующей информацией. Так стали заключаться двусторонние договоры для взаимного обмена информацией налогового содержания, была создана Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Но эти инструменты сегодня не очень эффективны. Тому имеется две причины: отсутствие механизмов автоматического обмена информацией (только по запросу заинтересованной стороны), а также информационно-технические меры противодействия со стороны оффшорных территорий.
БНГ делают ответный ход. В 2005 году в странах Евросоюза заработала система автоматического обмена налоговой информацией в виде Директивы о сбережениях. А ещё через пять лет, в 2010 году, своё слово сказали американцы. США приняли так называемый закон FATCA. Американцы в очередной раз продемонстрировали стремление распространять свою юрисдикцию на всю поверхность нашей планеты. В соответствии с этим законом те страны, которые не согласятся отправлять в американское налоговое ведомство информацию о доходах американцев на своей территории, получат ответный удар: их резиденты будут обложены в США специальным 30-процентным налогом. По поводу применения закона США заключают двусторонние межгосударственные договоры. Их суть сводится к простой формуле: если вы представляете информацию об американских резидентах в налоговую службу США, то вы получаете налоговые льготы. Не предоставляете – не имеете. Выгоды такого предложения, от которого очень трудно отказаться, сегодня оценили уже свыше 100 стран.

Заразительность примера: единый стандарт в действии

Американский пример оказался очень удачным, и другие БНГ решили последовать примеру США. Так, с 2013 года в странах ОЭСР начал действовать Единый стандарт отчётности (CRS), одобренный лидерами стран двадцатки.
Стандарт вводит именно то, что требуется БНГ: систему автоматического обмена информацией, актуальной с точки зрения налогообложения. Отныне такую информацию обязаны собирать и предоставлять государству не только банки, но и брокеры, инвестиционные и некоторые страховые компании.
Власти получают доступ к сведениям о состоянии счетов как физических, так и юридических лиц. При этом корпоративные счета входят в число подотчётных, если они находятся под контролем резидента физического лица. Ещё одна категория лиц, чьи счета становятся объектом автоматического обмена информацией – это так называемые пассивные нефинансовые структуры. Это организации, которые свыше половины своих доходов получают именно пассивным с экономической точки зрения способом, то есть в виде доходов трастового или фондового характера.
Какие сведения получает государство о налогоплательщике? Это имя и место жительства физического лица, его ИНН, состояние его счёта, прибыль в долях от активной и пассивной деятельности. Если речь идёт о корпоративных счетах – получатель информации ставится в известность о том, кто контролирует компанию.
К безусловным достоинствам системы можно отнести гарантии конфиденциальности.

Правовые аспекты Конвенции

Для введения стандарта в действие была разработана Конвенция о сотрудничестве между компетентными органами (MCAA). Этим документом установлена процедура имплементации (дачи юридического согласия) государства на применение единого стандарта. Для этого государство должно сделать три шага: подписать Конвенцию; ратифицировать её в национальном парламенте; переработать своё законодательство в соответствии с требованиями международно-правовых норм. Но у государства как у суверенного субъекта имеется и другая возможность. Стандарт можно применять не в рамках Конвенции между всеми ей участниками, а на двусторонней основе в результате подписания соответствующего договора.
Процесс присоединения к Конвенции новых участников сегодня идёт полным ходом. Одна группа стран-участниц начнёт автоматический обмен информацией уже с осени 2017 года, а для этого сбор и обработка сведений начнётся компетентными органами таких государств уже с января 2016 года. Вторая группа участников предполагает начать обмен информацией на год позже, с сентября 2018 года, а сбор и обработку сведений начнут, соответственно, с января 2017 года. И, наконец, третья группа государств выражает политическую волю по присоединению к налоговой коалиции. Сроки такого присоединения не обозначаются, но предполагается, что сделано это будет в ближайшем будущем.
Россия входит во вторую группу, следовательно, власти нашей страны намерены начать автоматический обмен информацией с сентября 2018 года.
Для сравнения: Украина не входит ни в одну из обозначенных выше групп. То есть власти этой страны не обозначили политической воли по присоединению к Конвенции. Следовательно, недобросовестным налогоплательщикам стоит присмотреться к этому государству.

Варианты обмена

Предположим, Конвенция начала действовать. Как на практике будет производиться автоматический обмен информацией между государствами, которые входят в различные группы?
Итак, перед нами два государства, участника Конвенции: А и В. Завершён очередной финансовый год. Банки и прочие финансовые структуры, расположенные на территории А, ведут сбор сведений обо всех налоговых агентах В, открывших у них свои счета. Информация передаются властям государства А, которые передают их в соответствующие структуры государства В. Аналогичные процедуры проводятся финансовыми структурами и властями государства В. Налоговые органы двух стран после завершения обмена предпринимают необходимые операции по отношению к своим резидентам.
Более сложная ситуация. Всё те же страны участники конвенции А и В. Налогоплательщик физическое лицо, гражданин государства С (оно не присоединилось к Конвенции) постоянно проживает в государстве А и располагает счётом в банке государства В. Как ведут себя финансовые структуры и власти обоих государств членов Конвенции? Точно так же, как в предыдущем примере. То есть обмен информацией ведётся по принципу резиденции, а не гражданства.
Отсюда следующая ситуация. Те же три государства. Но гражданин государства А проживает в государстве С, а счета имеет на территории государства В. В этом случае система не включается, сбор и передача информации не осуществляются.
И, наконец, самая интересная ситуация. Дело в том, что участие в Конвенции может осуществляться на основании односторонней передачи сведения (принцип отсутствия взаимности). То есть один участник будет передавать сведения партнёрам по Конвенции, не требуя ответной любезности. Такие «нелюбопытные» участники, как правило, относятся к числу государств с оффшорной экономикой, которые налогов не собирают, а потому не желают отпугивать своих резидентов излишним вниманием к состоянию их зарубежных счетов. Предположим, что взаимодействие происходит между властями Германии (яркий представитель БНГ) и Бермудскими островами (государство с оффшорной экономикой). Поэтому немцы не станут передавать информацию о резидентах с Бермуд властям островного государства. Но те обязаны извещать Берлин о немецких резидентах, имеющих счета в банках Бермудских островов.

Итак, с 2017 – 2018 годов система автоматического обмена налоговой и финансовой информацией начнёт набирать обороты. Так что у любителей оффшорных схем осталось не так много времени для разработки новой стратегии финансового благополучия.

Евгений Сивков 


Налоговые новости

Службе занятости напомнят об эффективности
26.05.2016
Общественная палата РФ подготовила предложения по повышению эффективности работы службы занятости.
Аудиторы скрывают информацию от собственников
25.05.2016
В докладе о результатах проверки качества  работы аудиторов за 2015 год со стороны саморегулируемых организаций и Росфиннадзора сказано, что аудиторы утаивают информацию о происходящем в компаниях от собственников.
Налоговикам разрешат далать контрольную закупку
24.05.2016
Новый законопроект разрешает налоговикам проводить контрольные закупки при проверке кассовой техники.
Сэкономить на «уроках». Как возместить часть расходов?
23.05.2016
Заканчивается учебный год, и, если вы тратились на обучение, самое время заняться оформлением социального налогового вычета. Объясняем, что это такое и сколько можно с его помощью сэкономить на «уроках».
Ст. 76.1 УК РФ – что ожидает бизнес
20.05.2016
Очень скоро президент страны Владимир Путин может внести в Госдуму первый законопроект из числа тех, что вышли из-под пера кремлевской рабочей группы мониторинга и анализа правоприменительной практики в сфере предпринимательства.
Кинопрокатчиков намерены обложить сбором
19.05.2016
Идею выдвинуло Министерство культуры. Ведомство предложило обложить кинопрокатчиков сбором для поддержки отечественного кинематографа.
Силовики и бизнес обсуждают изменения в «налоговые» статьи
18.05.2016
18 мая 2016 года в Кремле пройдет совещание рабочей группы по взаимодействию силовиков и бизнеса. Там будут обсуждаться президентские поправки в ряд законов, которые были написаны после первого заседания этой группы.
Творческие работники заплатят взносы «по полной»
26.05.2016
Станислав Говорухин, являясь главой думского комитета по культуре, предложил скорректировать порядок страхового обеспечения творческих работников.
«Драконовская поправка» для должников
25.05.2016
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила поправку о лишении доступа к госуслугам должников по алиментам, штрафам, налогам и возмещению ущерба, нанесенного в ходе совершения преступления.
Госдума намерена упростить возврат НДС
24.05.2016
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, упрощающие возмещение экспортерам НДС.
ЧТО ЖДЕТ ВЛАДЕЛЬЦЕВ СЧЕТОВ ЗА РУБЕЖОМ
23.05.2016
У россиян осталось всего две недели, чтобы отчитаться перед налоговыми органами о своих зарубежных счетах. Что будет, если рассказать государству о них, а что — если нет?
Согласовать, чтобы не попасться
20.05.2016
С 1 июля вступят в силу поправки в НК РФ, которые позволят крупным компаниям – заплатившим не менее 300 млн рублей налогов и с доходами и активами свыше 3 млрд рублей, согласовывать сделки с ФНС еще до их заключения.
Торговлю проверят контрольной закупкой
19.05.2016
Минэкономразвития выступило с инициативой ввести в торговле и секторе услуг новый вид проверки  – контрольную закупку.
«Нулевки», штрафы и малый бизнес
17.05.2016
По данным Росстата, представители малого и среднего бизнеса уклоняются от информирования государства о своей деятельности. Несмотря на то, что за это им теперь грозят солидные штрафы.
Как «налоговое администрирование» добивает бизнес в России
25.05.2016
В этой статье я хочу дать обзор именно «других процедур», то есть рассказать, что делает налоговая «вне рамок» налогового контроля.
УК РФ дополнит статья за посредничество в бизнес-коррупции
25.05.2016
Президент страны Владимир Путин предложил пополнить УК РФ положениями об ответственности за посредничество в бизнес-коррупции.
Что предлагают Кудрин и Улюкаев для развития страны
24.05.2016
Председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и министр экономического развития Алексей Улюкаев подготовили ряд реформаторских предложений, которые будут озвучены 25 мая на заседании президентского экономического совета.
Правительство утвердило новую систему проверок
23.05.2016
Премьер утвердил план-график реализации пилотного проекта, который вводит новую систему критериев для контрольной деятельности.
Бурное обсуждение законопроекта о проверках
19.05.2016
Законопроект Минэкономразвития "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ" вызвал множество замечаний у бизнесменов, чиновников, экспертов.
Единый механизм администрирования
18.05.2016
На встрече обсуждались вопросы создания единого механизма администрирования налоговых и неналоговых платежей, а также положение дел с текущим сбором налогов.

Получить консультацию
  • Заказать аудиторскую проверку
  • Защититься он налоговой проверки
  • Получить налоговую консультацию
или звоните: 8 (495) 518-84-65 Заказать обратный звонок