×

Подпишитесь на рассылку!

Мы в социальных сетях




Налоговый обмен - никому не скрыться!

02.01.2016

Наша вселенная живёт в соответствии с принципом «Война всех против всех». Друг с другом воюют не только государства, мирные граждане борются с преступниками, представители сексуальных меньшинств с гомофобами, сунниты с шиитами, евреи с арабами. А налогоплательщики – с фискальными органами.

Настоящим полем битвы между гражданами, оптимизирующими свои налоговые обязательства, с налоговиками стали оффшорные территории, где, по некоторым данным, сегодня находится порядка 30 трлн. долларов, которых не досчитались в своих бюджетах ведущие страны мира. Какие действия предпринимаются сегодня крупнейшими экономиками планеты для возврата этих средств к родным пенатам?

Старые средства

Главное оружие сегодня – это информация. Тот, кому подвластны информационные потоки, неизбежно поставит под свой контроль и потоки финансовые.
Страны, которые вытраивают свои финансовые системы на основе сбора налогов, бюджетно-налоговые государства (далее по тексту БНГ), пытаются бороться с оффшорным произволом, выстраивая систему обмена соответствующей информацией. Так стали заключаться двусторонние договоры для взаимного обмена информацией налогового содержания, была создана Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам.
Но эти инструменты сегодня не очень эффективны. Тому имеется две причины: отсутствие механизмов автоматического обмена информацией (только по запросу заинтересованной стороны), а также информационно-технические меры противодействия со стороны оффшорных территорий.
БНГ делают ответный ход. В 2005 году в странах Евросоюза заработала система автоматического обмена налоговой информацией в виде Директивы о сбережениях. А ещё через пять лет, в 2010 году, своё слово сказали американцы. США приняли так называемый закон FATCA. Американцы в очередной раз продемонстрировали стремление распространять свою юрисдикцию на всю поверхность нашей планеты. В соответствии с этим законом те страны, которые не согласятся отправлять в американское налоговое ведомство информацию о доходах американцев на своей территории, получат ответный удар: их резиденты будут обложены в США специальным 30-процентным налогом. По поводу применения закона США заключают двусторонние межгосударственные договоры. Их суть сводится к простой формуле: если вы представляете информацию об американских резидентах в налоговую службу США, то вы получаете налоговые льготы. Не предоставляете – не имеете. Выгоды такого предложения, от которого очень трудно отказаться, сегодня оценили уже свыше 100 стран.

Заразительность примера: единый стандарт в действии

Американский пример оказался очень удачным, и другие БНГ решили последовать примеру США. Так, с 2013 года в странах ОЭСР начал действовать Единый стандарт отчётности (CRS), одобренный лидерами стран двадцатки.
Стандарт вводит именно то, что требуется БНГ: систему автоматического обмена информацией, актуальной с точки зрения налогообложения. Отныне такую информацию обязаны собирать и предоставлять государству не только банки, но и брокеры, инвестиционные и некоторые страховые компании.
Власти получают доступ к сведениям о состоянии счетов как физических, так и юридических лиц. При этом корпоративные счета входят в число подотчётных, если они находятся под контролем резидента физического лица. Ещё одна категория лиц, чьи счета становятся объектом автоматического обмена информацией – это так называемые пассивные нефинансовые структуры. Это организации, которые свыше половины своих доходов получают именно пассивным с экономической точки зрения способом, то есть в виде доходов трастового или фондового характера.
Какие сведения получает государство о налогоплательщике? Это имя и место жительства физического лица, его ИНН, состояние его счёта, прибыль в долях от активной и пассивной деятельности. Если речь идёт о корпоративных счетах – получатель информации ставится в известность о том, кто контролирует компанию.
К безусловным достоинствам системы можно отнести гарантии конфиденциальности.

Правовые аспекты Конвенции

Для введения стандарта в действие была разработана Конвенция о сотрудничестве между компетентными органами (MCAA). Этим документом установлена процедура имплементации (дачи юридического согласия) государства на применение единого стандарта. Для этого государство должно сделать три шага: подписать Конвенцию; ратифицировать её в национальном парламенте; переработать своё законодательство в соответствии с требованиями международно-правовых норм. Но у государства как у суверенного субъекта имеется и другая возможность. Стандарт можно применять не в рамках Конвенции между всеми ей участниками, а на двусторонней основе в результате подписания соответствующего договора.
Процесс присоединения к Конвенции новых участников сегодня идёт полным ходом. Одна группа стран-участниц начнёт автоматический обмен информацией уже с осени 2017 года, а для этого сбор и обработка сведений начнётся компетентными органами таких государств уже с января 2016 года. Вторая группа участников предполагает начать обмен информацией на год позже, с сентября 2018 года, а сбор и обработку сведений начнут, соответственно, с января 2017 года. И, наконец, третья группа государств выражает политическую волю по присоединению к налоговой коалиции. Сроки такого присоединения не обозначаются, но предполагается, что сделано это будет в ближайшем будущем.
Россия входит во вторую группу, следовательно, власти нашей страны намерены начать автоматический обмен информацией с сентября 2018 года.
Для сравнения: Украина не входит ни в одну из обозначенных выше групп. То есть власти этой страны не обозначили политической воли по присоединению к Конвенции. Следовательно, недобросовестным налогоплательщикам стоит присмотреться к этому государству.

Варианты обмена

Предположим, Конвенция начала действовать. Как на практике будет производиться автоматический обмен информацией между государствами, которые входят в различные группы?
Итак, перед нами два государства, участника Конвенции: А и В. Завершён очередной финансовый год. Банки и прочие финансовые структуры, расположенные на территории А, ведут сбор сведений обо всех налоговых агентах В, открывших у них свои счета. Информация передаются властям государства А, которые передают их в соответствующие структуры государства В. Аналогичные процедуры проводятся финансовыми структурами и властями государства В. Налоговые органы двух стран после завершения обмена предпринимают необходимые операции по отношению к своим резидентам.
Более сложная ситуация. Всё те же страны участники конвенции А и В. Налогоплательщик физическое лицо, гражданин государства С (оно не присоединилось к Конвенции) постоянно проживает в государстве А и располагает счётом в банке государства В. Как ведут себя финансовые структуры и власти обоих государств членов Конвенции? Точно так же, как в предыдущем примере. То есть обмен информацией ведётся по принципу резиденции, а не гражданства.
Отсюда следующая ситуация. Те же три государства. Но гражданин государства А проживает в государстве С, а счета имеет на территории государства В. В этом случае система не включается, сбор и передача информации не осуществляются.
И, наконец, самая интересная ситуация. Дело в том, что участие в Конвенции может осуществляться на основании односторонней передачи сведения (принцип отсутствия взаимности). То есть один участник будет передавать сведения партнёрам по Конвенции, не требуя ответной любезности. Такие «нелюбопытные» участники, как правило, относятся к числу государств с оффшорной экономикой, которые налогов не собирают, а потому не желают отпугивать своих резидентов излишним вниманием к состоянию их зарубежных счетов. Предположим, что взаимодействие происходит между властями Германии (яркий представитель БНГ) и Бермудскими островами (государство с оффшорной экономикой). Поэтому немцы не станут передавать информацию о резидентах с Бермуд властям островного государства. Но те обязаны извещать Берлин о немецких резидентах, имеющих счета в банках Бермудских островов.

Итак, с 2017 – 2018 годов система автоматического обмена налоговой и финансовой информацией начнёт набирать обороты. Так что у любителей оффшорных схем осталось не так много времени для разработки новой стратегии финансового благополучия.

Евгений Сивков 


Налоговые новости

К аудиту публичных компаний допустят только крупные организации
29.07.2016
Первый зампред Банка России Сергей Швецов рассказал о том, что к аудиту публичных организаций планируется допустить лишь несколько десятков крупных компаний.
Бизнес хочет определенности понятий ГК РФ и смягчения наказаний за налоги
28.07.2016
Документы с инициативами ТПП РФ по смягчению налоговой нагрузки на бизнес уже направлены на рассмотрение рабочей группы.
Сверка с налоговой - что нового?!
27.07.2016
Сотрудники ФНС теперь будет более активно следить за достоверностью карточек расчетов с бюджетом. И за недостоверные справки о состоянии расчетов станет наказывать своих сотрудников.
С любого счета долги не спишут
27.07.2016
Центробанк намерен изменить распространенную практику списания средств с клиентских счетов в уплату долгов по кредитам.  
Стартап без налогов
26.07.2016
В материалах к Форуму стратегических инициатив отмечено, что отмена любых налогов, для созданных в рамках Национальной технологической инициативы стартапов  до их выхода на безупречность может послужить реализацией целей этого проекта.
Минэкономразвития хочет запретить с 2017 года акты СССР при проверках
26.07.2016
Кабинет министров РФ намерен запретить использование нормативных актов в ходе проверок бизнеса, разработанных ещё во времена существования СССР.
Отказаться сегодня ради будущих выплат
25.07.2016
Правительственной комиссией по законопроектной деятельности принят механизм пенсионной сделки, по которой пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность с зарплатой свыше 18 000 рублей, имеют право отказаться от стандартного перерасчета сегодня, чтобы сделать это впоследствии.
Роскомнадзор блокирует сайты с советами по уклонению от налогов
29.07.2016
Роскомнадзор заблокировал работу пяти интернет-ресурсов на страницах, которых публиковались советы по уклонению от уплаты налогов.
Налоговые каникулы для фермеров и садоводов
28.07.2016
Граждане России, живущие за счет личного подсобного хозяйства, в том числе мелкие фермеры, не являющиеся субъектами экономической деятельности, могут получить право легализовать свою деятельность.
Аудиторы подписывают недостоверную отчетность банков
27.07.2016
В ЦБ узнали, что около полусотни аудиторских компаний безоговорочно заверили недостоверную отчетность у 150 банков, у которых позже были обнаружены признаки существенной недостоверности отчетности.
Подозреваемый номер один по налогам
26.07.2016
Пока ещё в нашей стране налогоплательщиков больше, чем сотрудников налогового ведомства. Вот и приходится ФНС устанавливать очерёдность: кого из налогоплательщиков проверять первыми.
Настольная игра "Налоговая проверка"
Утверждены тарифы на предоставление выписки из ЕГРН
26.07.2016
Приказ Минэкономразвития об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.  Документ вступит в  силу 1 января 2017 года.
Возродят ли принцип фиксации неизменных условий налогообложения
26.07.2016
У субъектов МСП появится возможность в течение первых пяти лет деятельности применять прежнюю систему налогообложения в том случае, если новая система менее благоприятна для них.
Что нужно знать о налоговом вычете
22.07.2016
Большинство граждан России знают о налоговых вычетах, однако никогда не пользовались этим правом. Почему так происходит, и какие льготы есть у россиян?
Упрощено открытие счетов для ИП и юрлиц
29.07.2016
Президент Владимир Путин подписал федеральный закон от 03.07.2016 № 241-ФЗ в соответствии, с которым порядок открытия банковских счетов юрлицам и индивидуальным предпринимателям упрощается.
Кабмин не поддержал закон об отмене НДФЛ на страховку при банкротстве работодателя
28.07.2016
Комиссия по законопроектной деятельности при правительстве России не поддержала законопроект, предусматривающий возможность освобождения от уплаты НДФЛ страховых выплат, причитающихся работнику в случае банкротства работодателя.
Отклонение фактической стоимости от рыночной может являться основанием для проверки
27.07.2016
В Верховном суде России подтвердили право налоговиков проверять соответствие цен в сделках любыми способами.
Электронная подпись не спасет от оригинала
26.07.2016
Налоговые инспекторы во время проверки вправе запросить у компаний оригиналы документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). В этом случае заменить оригиналы отсканированными электронными копиями не получится.
Минюст перекрывает границы должникам
26.07.2016
В Министерстве юстиции России готовится документ не позволяющий россиянам-должникам вылетать за рубеж из соседних государств - Белоруссии и Казахстана.
Наблюдения и мониторинг могут вполне перерасти в проверку
25.07.2016
В последней версии законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ» найдены лазейки для представителей контролирующих органов. Их обнаружили представители Российского союза промышленников и предпринимателей.

Получить консультацию
  • Заказать аудиторскую проверку
  • Защититься он налоговой проверки
  • Получить налоговую консультацию
или звоните: 8 (495) 518-84-65 Заказать обратный звонок