×

Подпишитесь на рассылку!

Мы в социальных сетях




Вся правда о налоговой амнистии

26.01.2018

История налоговой амнистии

В декабре прошлого года Госдума РФ в самые сжатые сроки в трех чтениях приняла закон о налоговой амнистии. Ускоренные темпы законотворческого процесса, как это у нас водится, были вызваны политическими мотивами.

Принятие закона было анонсировано президентом, и явно носило благие цели, а потому на декабрьском съезде «Единой России» правящая партия должна была доложить главе государства о выполнении его поручения.

К Новому году свежеиспеченный закон уже был подписан Путиным. Такая поспешность не могла не отразиться на качестве рассматриваемого депутатами документа. Причем по некоторым аспектам готовый продукт в чем-то даже противоречит концептуальным установкам Президента. А ведь закон затрагивает интересы не менее 50 миллионов человек (избирателей на предстоящих в марте президентских выборах). Что не так с законом, почему амнистия будет проходить не совсем так, как это было запланировано. Попробуем разобраться.

Цена вопроса

Сколько стоит амнистия? Каковы размеры задолженности перед бюджетом, которую государство намерено просить налогоплательщикам? Президент, обозначая цели принятия закона, говорил о том, что нужно освободить граждан (не индивидуальных предпринимателей) от выплат по налоговой задолженности, которая возникла ввиду несовершенства существующей налоговой системы в течение длительного времени. Таким образом, примерно 42 миллиона человек должны быть освобождены от обязанности уплаты 41 миллиарда рублей. Депутаты «перевыполнили план».

Закон амнистирует должников по земельному и транспортному налогам, по налогу на имущество физических лиц, а также по пеням на соответствующие недоимки по состоянию на 1 января 2015 года.


Провозглашая налоговую амнистию для индивидуальных предпринимателей, глава государства выставил условия списания налоговой задолженности по всем налогам, кроме акцизов, таможенных платежей и НДПИ (также по состоянию на 1 января 2015 года).
Амнистия по этому направлению касается 2,9 миллиона индивидуальных предпринимателей, списание составит 15 миллиардов рублей. В целом заявленная Президентом налоговая амнистия освобождала налогоплательщиков от уплаты в бюджеты различных уровней 56 миллиардов рублей.

А законодатели увеличили эту сумму почти в три раза, до 150 миллиардов рублей. Это примерно равно доходной части бюджета крупного субъекта Российской Федерации.

Богатые тоже не платят

Уровень благосостояния налогоплательщиков, подпадающих под амнистию, может отличаться очень серьезно. Дело в том, что закон не ставит ограничений по сумме задолженности перед бюджетом. Если поделить 150 миллиардов рублей на 50 миллионов человек – получится средняя сумма задолженности в среднем 3 тысячи рублей. Но надо понимать, что задолженность распределена между налогоплательщиками очень неравномерно. Наряду с копеечной задолженностью скромного пенсионера в общей массе долгов теряются многомиллионные долги отдельных состоятельных граждан. И сегодня общественность не имеет доступа к информации о том, кто и сколько задолжал государству, не знает имен должников-чемпионов, хотя подобные сведения не относятся к категории охраняемой законом тайны. В противном случае реакция общественности на подобную редакцию закона была бы не столь спокойной, как это происходит сейчас. Интересно, а среди депутатов Госдумы есть люди, которых закон облагодетельствует на серьезные суммы?

Чьи бюджеты пострадают?

Налоговая амнистия неизбежно повлияет на состояние доходной части бюджетов. Каких в большей, а каких в меньшей степени? Ведь, как всем прекрасно известно, местные и региональные бюджеты сегодня гораздо более уязвимы к выпадению части доходов, чем бюджет федеральный. Как я уже указал выше, амнистия затронет плательщиков налога на имущество физических лиц и земельного налога (это местные налоги), а также транспортного налога (поступает в региональный бюджет). Если кто-то скажет, что амнистия все равно затрагивает безнадежную задолженность, то он будет не прав. Бесперспективной с точки зрения собираемости можно признать только 1/3 часть амнистируемых платежей. 2/3 (то есть порядка 100 миллиардов рублей) могли бы пополнить нижестоящие бюджеты, если бы не амнистия. Собираются ли федеральные власти компенсировать муниципальным образованиям и регионам выпадающие таким образом доходы? Или с них снимут соответствующую часть расходных обязательств? Ни о том, ни о другом варианте четких разъяснений от властей пока не поступало. А практика показывает, что обещания по выравниванию бюджетной обеспеченности перед регионами и муниципальными образованиями если исполняются федеральной властью, то, как правило, частично.

Амнистия против демократии

Провозглашая налоговую амнистию и делая это процесс безусловным, законодатель, возможно, действуя из лучших побуждений, все-таки отклоняется от некоторых базовых принципов российской системы права.

Во-первых, освобождение от обязанности субъекта без его согласия все-таки не дает ему права выбора. А вдруг найдутся граждане, которые хотят исполнить свой долг перед государством в полном объеме?

Но ему такая возможность не предоставляется. Кроме того, налоговая амнистия не вполне стыкуется с положениями ст. 57 Конституции РФ, где закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Законодатель, освобождая граждан от этой конституционной обязанности, косвенно подвергает сомнению законность установления тех самых налогов и сборов, от уплаты которых освобождает закон. Создается довольно сомнительный прецедент.

Настораживает и время принятия закона о налоговой амнистии. Никаких сомнений в том, что это своеобразный подарок кандидата на пост главы государства большой группе потенциальных избирателей.

Вместо того, чтобы вынести на суд общественности концепцию вменяемой и адекватной требованиям момента налоговой реформы, кандидата № 1 откровенно подставляют, заставляя сделать "откровенно популистский жест".

Тем самым власти демонстрируют отсутствие убежденности в том, что общество созрело до принятия ответственного участия в консультациях по самым серьезным экономическим и финансовым проблемам.

А между тем, именно возможность регулярного проведения таких консультаций является отличительным признаком развитого демократического общественного сознания. Кстати, налоговые проблемы всегда традиционно являются наиболее важными разделами любой серьезной предвыборной программы в странах Запада.

Евгений Сивков 

 

Подпишитесь на важные налоговые новости

Введите ваш адрес электронной почты


Налоговые новости

Адресная зачистка налогоплательщиков
17.02.2018
Зачистка бизнес-пространства России силами ФНС от фирм-однодневок продолжается. Одним из способов выявления однодневок является установление факта несовпадения реального местоположения фирмы и ее юридического адреса
Игорный бизнес набирает обороты в Краснодарском крае
15.02.2018
Бюджет Краснодарского края за прошлый года получил от сбора налогов с казино средства на сумму в 400 млн рублей.
Эксперты высказали свое мнение о налоговой реформе
13.02.2018
Ведущие экспертные сообщества России высказывают свои предложения по налоговой реформе, запланированной правительством на 2018 год.
«Справедливая Россия» за справедливый НДФЛ
12.02.2018
В Госдума внесен законопроект, который предусматривает введение в РФ двухуровневой прогрессивной НДФЛ. Авторами проекта стала группа депутатов от партии «Справедливая Россия» во главе с ее председателем Сергеем Мироновым.
Минтранс регламентировал обнуление НДС в аэропортах
09.02.2018
Минтранс разработал более четкие правила освобождения от НДС услуг, оказываемых в российских аэропортах. В ведомстве подготовили соответствующий законопроект.
За неуплату в систему «Платон» введут уголовное наказание
08.02.2018
Кабмин намерен расширить статьи Налогового кодекса России, включив в него часть неналоговых платежей.
Часть неналоговых платежей введут в НК
06.02.2018
В Кабмине приняли решение включить в Налоговый кодекс часть неналоговых сборов,  имеющих налоговый характер, и введении уголовной ответственности за их неуплату.
Не оформил работников – лишишься налоговых льгот
16.02.2018
В думском комитета по труду подготовлен законопроект, лишающий налоговых льгот предприятия, которые не оформили официальные трудовые отношения со своими работниками.
Вступила в силу Инструкция Банка России
14.02.2018
С 1 марта 2018 года вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Tax free приближается
13.02.2018
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственные постановления о запуске пилотного проекта по внедрению в России системы tax free.
Госдума приняла законопроекты по амнистии капиталов
09.02.2018
На этой неделе российские законодатели обсудили  пакет законопроектов о новой амнистии капиталов. Все три документа одобрены Госдумой в первом и втором чтениях.
«Черкизово» оплатило налоги и пеня – уголовное дело закрыто
09.02.2018
В СКР приняли решение  прекратить уголовное дело в отношении руководителей группы «Черкизово», возбужденное в прошлом году по статье «неисполнение обязанностей налогового агента».
Платить налоги авансом
07.02.2018
Налоговый комитет Госдумы рекомендовал нижней палате парламента принять правительственный законопроект о порядке уплаты налогов, сборов и страховых взносов, вводящий также институт специальных авансовых взносов для физических лиц.
Обналичка снизилась, но ЦБ займется корпоративными картами
05.02.2018
В 2017 году объемы обналичивания денежных средств в России снизились более чем в полтора раза, до 324 млрд рублей. Однако ЦБ не намерен останавливаться на достигнутом и планирует обратить пристальное внимание на держателей корпоративных карт и снятие средств с них.
КПРФ предложили ввести мораторий на повышение пенсионного возраста
15.02.2018
На рассмотрение депутатов Госдумы внесен законопроект, предусматривающий мораторий на увеличение пенсионного возраста россиян до 2025 года.
Собянин освободил московские компании от налога на движимое имущество
13.02.2018
Правительство Москвы приняло решение не взимать в 2018 году налог с движимого имущества (так называемый "налог на модернизацию").
Авансом через МФЦ – так вскоре можно будет платить налоги
12.02.2018
Госдума приняла поправки в НК РФ, согласно которым у граждан появится возможность оплаты налогов авансом, при этом оплатить налоги можно будет через многофункциональные центры (МФЦ).
Изменится подход к мероприятиям налогового контроля
09.02.2018
В Госдуме прошло обсуждение законопроекта, принятие которого изменит подход к мероприятиям налогового контроля.  Нововведения в Налоговый кодекс России поддержали 370 депутатов.
Бизнес вновь затронул тему проверок
08.02.2018
Одной из проблем, затронутых бизнесом на Налоговом форуме «Неделя российского бизнеса» стала реформа контрольно-надзорной деятельности.
Иностранных гостей пугают штрафами
07.02.2018
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила инициативу МВД, которая обязывает граждан РФ и российские компании под угрозой штрафов контролировать, соблюдают ли их иностранные гости заявленные цели и сроки своего визита.

Получить консультацию
  • Заказать аудиторскую проверку
  • Защититься он налоговой проверки
  • Получить налоговую консультацию
или звоните: 8 (495) 518-84-65 Заказать обратный звонок
×
Мы доставляем по всей России
Москва
Санкт-Петербург
Домодедово
Железнодорожный
Бронницы
Жуковский
Дубна
Королев
Ивантеевка
Звенигород
Климовск
Реутов
Краснознаменск
Лобня
Лыткарино
Протвино
Пущино
Фрязино
Электросталь
Красноармейск
Рошаль
Орехово-Зуево
Юбилейный
Дзержинский
Коломна
Подольск
Долгопрудный
Химки
Серпухов
Балашиха
Городской округ Черноголовка
Электрогорск
Котельники
Лосино-Петровский
Волоколамск
Воскресенск
Яхрома
Дмитров
Егорьевск
Зарайск
Дедовск
Истра